Теодор Драйзер, «Американская трагедия», анализ произведения

Американская трагедия Теодор Драйзер

 

«Американская трагедия» — вершина творчества Драйзера, которого можно назвать великим писателем, поставив на одну ступень с Гюго, Бальзаком, Достоевским. Эта работа наиболее значительна, потому что именно в ней воплотился талант художника, гуманиста и человека, стремившегося найти правду. В статье вы найдете подробный анализ известного романа.

Самая яркая, драматичная, но, с другой стороны, довольно прозаичная жизненная линия обозначена у юного Клайда Грифитса. Он отличается от многих героев Драйзера своей… заурядностью. Действительно, Керри в одноименном романе обладала актерским дарованием, Дженни Герхард очаровывала читателя женственностью, мягкостью и душевным богатством. А Клайд -средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь.

Здесь скрыта одна из важных проблем, с которой мы сталкиваемся в реальности: в чем разница между «обычным», «нормальным» человеком и посредственностью? Клайд — ординарный человек, но с всепоглощающими амбициями, поэтому такой темперамент, столкнувшись с миром роскоши, терпит поражение из-за своего невежества в этой неравной борьбе между его ограниченностью и вседозволенностью. В чем и заключается главная трагедия по мнению автора.

Семья и воспитание

 

С самого начала читателя поражает его семья: фанатичные, почти безумные в своем религиозном сознании родители видели цель своей жизни в уличных проповедях, создании религиозных центров, которые не уступали в своей убогости и нищете обычной ночлежке. Читая о таком, подтверждаются мысли о первостепенности семейных уз.

С течением времени ребенок, сравнивая свою плохонькую одежду и скудный, если не сказать аскетический, обед с тем, что имеют другие дети, начинает задавать вопросы. Тогда в сознании его (а сейчас речь идет уже конкретно о детстве Клайда),начинают зарождаться вопросы: почему он не может иметь такие же красивые ботинки как у того мальчика, который только что прошел мимо, взглянув на него с презрением?

Почему он не может веселиться, как эта шумная компания сверстников, пробежавшая рядом и не заметившая печального Клайда, вынужденного петь песни, прославляющие Господа. В это время все внутри Клайда, несмотря на его инертный характер, взбунтовалось, и он решил, что хочет выбраться из убогой семейной обстановки. Каждый, прочитав эту книгу, может осознать важность семьи как некой сферы, в которой вращаются родственные души. Можно сделать много интересных наблюдений относительно стратегии воспитания: одни выросли в душной атмосфере несвободы, другие — в богатстве и беспечности, и проследить эту взаимосвязь между средой воспитания и формированием характера и отношение к жизни. Это те фундаментальные вещи, касающиеся семейных ценностей, которые будут близки любому из нас, а Драйзер — один из тех, кто изучает влияние семьи на своих героев, чтобы помочь читателям осознать всю ее важность.

Путь в мир роскоши

 

Американский журнал «Кольерс» так писал об этой истории: «беден лишь тот, кто хочет быть бедным…». Клайд не хотел, но способ, им выбранный, заставляет поразмыслить, отыскав всевозможные пути, по которым он мог пойти. Читателя поражают решения Клайда, которые с самых ранних его лет неминуемо вели к, прежде всего, духовной гибели. Клайд так желал влиться в сладкий, но не принадлежавший ему мир, что готов был поступиться и семейными ценностями, которые, несмотря ни на что, были дороги для него, и, что самое страшное, жизнями людей, калеча и убивая их. Именно так раскрывается и социальная обусловленность поведения Клайда. Книга способна воздействовать на читателя и в этом ключе: насколько нужно принимать веяния общества, чтобы поступиться всем? Думаю, это тоже способно затронуть многих читателей.

Любовь и отношения

 

Нельзя упустить и момент любовных отношений, но опять же в социальном аспекте. Отношения Клайда к Роберте, девушке из религиозной и бедной семьи, и его чувства к Сондре, представительницы аристократического рода, обусловлены прагматическим интересом. Первую он хотел использовать как объект для удовлетворения плотских желаний, вторую — как ступень для социального возвышения. В его сознании любовь не может быть отделена от роскоши, поэтому, полагая, что Роберта утянет его на дно, он ее убивает. Поступком Клайда руководит расчет и детская инфантильность, что приводит к трагичным последствиям. Обзор всей этой психологической головоломки, может, научит нас, что человек — не объект для купли-продажи.

Главные выводы

 

Трагедия этой сгоревшей жизни воздействует на читателя, потому что мы понимаем, что Клайд — это собирательный образ многих молодых людей, совершающих роковые ошибки. Задумываясь об этих несчастных и жалея их, начинаешь скрупулезнее оценивать свои собственные поступки, объективнее ставишь цели и подходящие пути для их осуществления. Глубокий психологический драматизм открывает картину реальной жизни, достойно прожить которую можно, лишь сохранив благородство духа и ясность разума. Это еще один аспект книги, на который стоит обратить внимание.

«Американская трагедия», как и другие романы Драйзера, развивает, помимо острого видения современных реалий, нравственные ориентиры, а также гуманистические чувства и мысли. Автор описывает те стороны жизни, которые так или иначе близки каждому из нас или затрагивает определенные события человеческой жизни, поэтому любой сможет понять эту историю. Со всей точностью изображая душевные переживания своих героев, Драйзер будто затрагивает психологические стороны каждого из нас, поэтому это так близко.

Ведь все метания и сомнения, бытовые неудобства, душевные и ментальные терзания — все это неразрывно с каждой человеческой судьбой. Эта история отражает все стороны общественной и личной жизни, и она может коснуться любого, в особенности молодого человека, не обладающего духовным стержнем.

Драйзер изображает людей, родившихся, живущих, но ничего не понявших в этом мире, несмотря на прожитые годы, «они появляются, бредут наугад и исчезают во мгле», как говорил сам Драйзер. Родители Роберты и Клайда чтили лишь клерикальные установки и жили, руководствуясь догмами, в ощущении постоянной иллюзии. Человек, читающий книгу, должен понимать, что иллюзии губительны, что, живя в бесплодных миражах, ты останешься лишь тенью, слабо вращающей ручку того самого органчика. Золотой мираж губит Клайда, губит личность, но замысел здесь обширнее — Драйзер подчеркивал, что такой образ мыслей поддерживается самим обществом.

Эту книгу стоит прочесть потому, что здесь завуалирована еще одна важная вещь: жизнь может столкнуть человека со множеством неприятных вещей, но человек может не только противостоять ей, но сделать так, чтобы она сама пошла к нему навстречу, стать творцом своей судьбы, но для этого, разумеется, нужно отдалиться от чудовищных позиций Клайда Грифитса и следовать нравственным путем.

Также здесь в полной мере развенчан миф о возможности достижения легкого счастья. Конечно, оно может прийти, сначала обогрев, но затем, буквально через мгновение, ты сгоришь, потому что лучи станут смертоносны. Также важным замыслом книги является обозначить фон и психологию действительности, которые объясняют, как происходят убийства, что лежит в их основе, потому что сюжетная линия романа основана на материале подлинной истории. Самое главное для читателя — это понять точку зрения автора, так как именно среда и сопротивление ей дают свои результаты. Драйзер искал альтернативные пути достижения человеком своих целей, которые бы позволили личности свободно развиваться, и он размышляет над ними и заставляет размышлять читателя, чтобы предотвратить в будущем не только американские, но и любые другие трагедии.

«Американская трагедия» венчает собой важную главу в истории США, связанную с борьбой за реализм в  искусстве, против которого выступали известные буржуазные критики того времени. Многие литературоведы называют роман Драйзера американским аналогом «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. Впрочем, и сам писатель признает то влияние, которое оказало на него самого и его книги творчество Федора Михайловича.

Закончить анализ этого выдающегося произведения бы хотелось фразой американского писателя Герберта Уэллса: «Это гораздо больше, чем простое жизненное описание типичного бедного уголка американской действительности… она передает большую, суровую, реальную правду с силой, которой не может достигнуть никакая грамматическая точность.

Анализ романа Теодора Драйзера предоставила Рубакова Анна.

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

1 Комментарий

  1. Lookel

    Для воплощения своего художественного задания Драйзер инкорпорирует в свой текст-реципиент цитаты (явные, скрытые, полные, усеченные), аллюзии, реминисценции, инвариантные сюжетные ситуации и мотивы. «Американской трагедии» свойственна «конструктивная интертекстуальность» (И.П. Смирнов), высокая аллюзивная нагру-женность, отсылающая к роману Достоевского. При этом такие индикаторы «старшего» текста, как цитаты, аллюзии и реминисценции в подавляющем большинстве реализуются в авторской речи и в гораздо меньшей степени в речи персонажей (их диалогах и внутренних монологах).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *