Символ тьмы в рассказе Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского»

Леонид Андреев Жизнь Василия Фивейского

 

«Жизнь Василия Фивейского» – произведение философское. Размышлениям о жизни в рассказе постоянно сопутствует мысль о смерти. Автор развивает идею, уже воплощенную в его ранних сюжетах, но в «Василии Фивейском» усугубляет значение символа тьмы.

Мрак ожидает человека после смерти, но разве сама жизнь не тьма? «Хаос и бессмыслица», череда бед, тревог и разочарований – вот что такое земное бытие. Сын отца Василия погибает в яркий солнечный день. В знойные, сверкающие и сияющие дни лета тоска заставляет попадью опуститься в темную бездну пьянства. Порождение этих сумерек – чудовище, жалкий недочеловек – второй сын попа. Значит, свет солнца не может рассеять мрак и зло сильнее добра…

Показательно, что Андреев вводит в повествование противопоставление художественных деталей: когда над землей сгущается вьюжная темнота, приходит просветление в душу отца Василия. Человек запирает дверь в своей новой избе, зажигает свечи и лампу, лелеет огонек снизошедшего на него прозрения, а в окно стучит и бьется страшная ночь, «поскрипывая зубами». Это уже одушевление, очеловечивание тьмы.

Кроме олицетворения абстрактного понятия и противопоставления деталей, автор использует еще один прием – антитезу понятийных символов: свет – тьма, любовь – злоба, любовь – ненависть, добро – зло. Чем ярче разгорается свет внешнего мира, тем острее внутренняя тоска человека; тоска порождает злобу, злоба – ненависть. Чем гуще краски реальной, земной ночи, тем светлее становится мысль героя.

В непроглядной тьме блуждает вера Василия Фивейского. Во мраке уходит он в черные поля, чтобы бросить вызов Богу: «Я верю!». Вместе с затеплившейся любовью к людям к нему приходит свет, ненадолго озаряя путь, но ответная людская ненависть, неприязнь оказываются сильнее веры, вот почему в сознании главного героя вновь сгущается темнота.

Мрак обволакивает душу отца Василия и бросает ее в бездну ужаса, бреда, бессилия, безумия. Развязка помогает читателю до конца понять идею произведения: темные силы господствуют над волей и разумом человека. Автор считает этот закон жизни бесчеловечным, не принимает его, но признает как неизбежность.

Рассказ «Жизнь Василия Фивейского» анализировал Федор Корнейчук.

8 Комментарии

  1. Полина

    Когда-то, оч давно, я преподавала на курсах для поступающих в вузы. Дала ребятам задание — прочесть к понедельнику этот рассказ Андреева и ответить на вопросы. Дело было, кажется, в четверг. В пятницу ко мне подошел парень, абитуриент, и сказал: «Вы мне испортили выходные! Я прочитал — и теперь не могу нормально жить. Нужно время, чтобы переварить «Жизнь Василия Фивейского». Такая жизненная мясорубка, такая мозгодробилка — прямо орать хочется». Он сказал то, что у меня не получалось сформулировать) Если читатели сайта выскажутся о рассказе, буду рада услышать мнения. Сильная и неоднозначная вещь.

    1. Екатерина

      Полина, пока из постоянных читателей только Вы, сайту еще чуть больше месяца, молодой совсем :). Но думаю, как они появятся, кто нибудь обязательно выскажется.

    2. Letitia

      Серьезное произведение и совсем не для школьной программы. Детям не советовала бы его читать.

      1. Ekaterina (Автор записи)

        Летиция, спасибо за отзыв. К сожалению, в отечественной школьной программе практически все произведения, мягко говоря, не детские. Весь Достоевский, Булгаков тот же, «Мастер и Маргарита», и т.д.

  2. Дарья

    не читала, я еще в советское время училась, и мы Андреева не проходили.

  3. Ирина

    Спасибо за полезную информацию. Рассказ потрясающий, берет за душу.

  4. Артём

    Поскольку Л. Н. Андреев является автором, в чьем творчестве поразительным образом сочетаются следование традициям и борьба с ними, работа была посвящена исследованию особенностей функционирования в его произведениях ряда мотивов, среди которых мы выделили инвариантные мотивы-символы (тьмы, танца, тайны, игры) и сюжетные мотивы, связанные с библейскими мифами. В произведениях Л. Н. Андреева, созданных в начале XX века, когда интерес общества к идеям христианства был чрезвычайно велик, активно использовались библейские мотивы, которые получали оригинальную интерпретацию, чаще всего резко противоречащую традиционной. Тайны человеческой жизни, загадочность судьбы, обусловленность страданий — эти проблемы волновали писателя на протяжении всей жизни. Он признавался, что в центре его внимания всегданаходились вечные проклятые вопросы: о смысле человеческого бытия, о соотношении вины и страданий в жизни людей, о законах мира, согласно которым человек обречен на одиночество. Эти вопросы легче всего было рассматривать на знакомом всем материале, которым в начале XX века была Библия.

    1. Ekaterina (Автор записи)

      Артем, спасибо за Ваш интересный комментарий.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *