Анализируем роман Джорджа Оруэлла «1984»

Джордж Оруэлл 1984 книга

Почему из-под пера Джорджа Оруэлла (Эрика Артура Блэра) вышла книга «1984», и какие он преследовал цели, сейчас уже трудно понять. Догадки говорят о том, что он был «озадачен» переменами в своем времени, и как писатель не мог «сидеть молча». Многие считают его роман пророческим, предвещавшим все более безрадостные перспективы разрастания абсолютной власти и скрытой диктатуры. Я попытаюсь на основе анализа этой книги заглянуть в наше время, используя интуитивные образы, навеянные Оруэллом. Кстати, написан роман был в 1949 году.

Кем бы ни был главный герой Уинстон Смит — слабаком, романтиком или вышедшим из-под контроля «штампом», ему предстоит под строгим прицелом автора пройти ужасающий путь развенчания собственных иллюзий. И, в конечном счете, исчезнуть в небытие. Это «путешествие» держит читателя в напряжении, подсознательно «засасывая» в череду трагических и неотвратимых последствий. В романе нет и не может быть «хеппи-энда», возведенная в степень системность и безысходность не оставляют шансов ни малейшей надежды на спасение. Возможно, Джордж Оруэлл в такой гипертрофированной форме насилия над психикой главного героя хотел предостеречь потомков.

Дать им знак на будущее, раскрыть им всю «глубину» преданности бутафорским идеалам, великую иллюзию контроля индивида над своей судьбой и выбором. Его послание жестоко и содержит в себе ад психологических страданий, которые отказываешься принять за реальность. Но в этом, похоже, и суть книги. Показать стороны жизни, которые ожидают бездушное и трусливое человечество. Общество людей, которое само себя ведет к пропасти лицемерия и страданий.

Историческое предвидение не подвело Оруэлла. Разделение мира на несколько геополитических сегментов уже произошло. Мы говорим сейчас не о конкретных странах, а об экономически обусловленных частях мира, в которых идут скрытые войны. В противовес Ближнему Востоку, Азии, противопоставляются американизированные государства, если их вообще можно назвать «государствами». Евразия, а точнее основная его славянская часть, ведет свой уклад жизни и все ту же «экономическую» войну, возможно в более скромных масштабах. Для умного человека современная политическая карта мира не представляет интереса, так как не отражает истинного положения дел. Она бутафорная, и на деле сводится к нескольким «сегментам». Здесь и стоит вспомнить оруэлловские Остазию, Океанию и Евразию, которые представляют собой более правдоподобные регионы человеческих интересов.

Пророческой стала идея «телекранов» — прототипов современных телевизоров с обратной связью. За тобой наблюдает «Старший брат» (Большой брат), технически это возможно и уже не секрет для нас. Как это символично сейчас, когда миллионы людей не представляют своей жизни без ТВ и интернета. К моменту написания романа Оруэлл не мог знать о «стихийном наводнении» сотовыми телефонами, персональными компьютерами, wi-fi и «вери-чипами». Он всего лишь допустил мысль о том, что телеэкраны будет нельзя выключить по собственному желанию. Разрешено лишь немного приглушить громкость (как и сейчас нам трудно отказаться полностью от мобильного телефона).

Тотальность контроля и его неотвратимость уже не кажется фантастикой или бредом. Современные технические средства позволяют, при необходимости, круглосуточно следить за любым человеком. И если для кого-то это новость, то вдобавок следует сказать, что и другие пророчества романа «1984» уже в действии. Неизвестны лишь масштабы происходящего. Однако мы можем косвенно предполагать по атаке на нас «масс-медиа» со всех сторон жизни, что нельзя исключать суррогатности происходящего. Сама идея контроля чужих сознаний, мыслей, эмоций – уже не просто необходимость. Это требование современной общественной жизни, основа социума нашего времени, где все подчинено рейтингам, выборам и, конечно же, деньгам.

Как и в самом романе, современный человек получает ежедневно изрядную «порцию» пропаганды – будь то политические идеи или доклады на тему «как хорошо в стране … жить», или даже обычная реклама шампуня или очередного президента. Банально, но не существует кнопки, которая выключит все это (браво, Джордж)! А может у вас есть такая кнопка?

А что до незыблемых чувств – любви, сострадания, добродетели … Оруэлл предложил Джулию как символ сопротивления инстинктов навязанной системе ценностей и взглядов. И не более. Девушка двулика лишь по причине непокорной страсти, мощной сексуальной энергетики, которую система предпочитает изымать и направлять в русло ненависти и гнева по отношению к придуманным врагам. Любовь – страшная сила, показывает автор, и трудно с ним не согласиться.

Страх сильнее любви – задает тон Оруэлл, и проводит нас по бесконечным коридорам тюрьм к апофеозу предательства. К глубокому психологическому шоку отказа Уинстона Смита от возлюбленной Джулии ради спасения собственной жизни. Иллюзия сопротивления системе – тоже часть самой системы, говорит автор. Тут стоит задуматься, почувствовать эту, несомненно, глубокую мысль. Возможно, ее корни старше, чем может показаться. Возможно, они таятся в самом чувстве безопасности каждого из нас. Безопасности для человеческой личности, как индивида в большом котле социума. И может, только созданные в книге «пролы» — люди низшего уровня, свободны от большинства иллюзий.

Возможно, именно они всегда остаются вне времени и пространства, рассматривая мир непосредственно и распевая свои душевные песни. Кто знает, может, и мы с вами пролы. Или сможем стать ими, если постараемся.

Анализ романа Джорджа Оруэлла предоставлен Кириллом Афоновым.

Советую почитать:

 

451 по фарегейту Брэдбери книга

 

Анализируем похожий по смыслу роман Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

 

 

 

 

2 Комментарии

  1. Сергей

    давно читал эту книгу, очень страшная, и к сожалению, много знакомого и понятного, мы много лет жили в таком 84.

    1. Ekaterina (Автор записи)

      Сергей, главное, снова в 84 не угодить.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *